Психологическая безопасность 10.02.2014

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

 

Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научиться  жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Год от года в нашей стране появляются новые опасные для жизни и здоровья факторы: это техногенные и природные катастрофы, террористические акты, опасность оказаться заложником, неконтролируемое распространение боевого оружия и т.д.

В стране (и в мире) происходит своеобразная катастрофизация сознания: мы понимаем, что живем в мире катастроф и, при этом нам регулярно об этом напоминают. Утренние новости из телевизора: взорвался припаркованный автомобиль, столкнулись поезда, погиб известный политик, снежная лавина засыпала две деревни. А вот вечерний подбор телепрограмм: отечественный или американский бандитский сериал, сводка криминальных происшествий за день.

Спокойной ночи!

Потенциальные «критические точки», составляющие окружение школьника.

- Психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- Социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- Физические (школьное пространство, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.).

Сегодня, забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе нашего образовательного учреждения. Здоровье ребенка, - это самое главное в работе нашего коллектива, если ребёнок здоров физически и психологически, следовательно, мы можем смело сказать, что ребёнок в будущем будет успешен, наша задача помочь ему раскрыть тот потенциал, который у него есть. Как помочь ребёнку осознать скрытую угрозу?

В нашем Учреждении постоянно ведётся исследование и профилактика состояния психологической  среды,  а также  создание благоприятного климата для психологической безопасности воспитанников и учащихся, и как следствие сохранение их психологического и физиологического здоровья. Это:

- Создание пространства культуры безопасности жизнедеятельности воспитанников и учащихся как основы их социальной компетентности.

- Формирование навыков через опыт.

- Практически ориентированное обучение.

- Предупреждение угроз и опасностей.

- Повышение психологической культуры школы.

Также в нашей школе проводятся:

- Занятия в кабинете ОБЖ, детей обучают методам оказания посильной первой доврачебной медицинской помощи, правилам дорожного движения, умению ориентироваться в сложных ситуациях, вопросу выживания в различных условиях, проводятся различные соревнования и т.д. Что также немаловажно для сохранения, как физиологического, так и психологического здоровья школьников.

- С уклоном на сохранение психологического здоровья проводятся классные часы, групповые занятия, индивидуальные занятия, тренинги и т.д.

- Ведётся большая диагностическая работа квалифицированными психологами Учреждения.

Планируемая работа

1. Систематизировать полученные данные для того, чтобы свести до минимума факторы тревожности в нашем Учреждении.

2. Проводить беседы с родителями тех детей, которые показали высокие результаты по факторам тревожности с целью понижения и возможного устранения данных факторов.

3. Проводить тренинги группового общения с целью адаптации детей и снятия симптома тревожности, особенно при переходе детей на следующую ступень образования (из начальной школы в среднюю).

 Нам всем сегодня стоит напомнить себе, что психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования, столь же важное, как антитеррористическая, пожарная, санитарно-эпидемиологическая безопасность. Но, сравнивая усилия администрации и педагогов по обеспечению всех чрезвычайно важных компонентов безопасности участников образовательного процесса, справедливости ради, стоит  сказать: «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».