О формировании культуры безопасности у обучающихся 10.02.2014

Когда и как формируется культура безопасности.

Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.

Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост - чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности.

Современный уровень культуры безопасности в нашем Учреждении начинает формироваться при изучении курса «Окружающий мир», других базовых предметов начальной школы, а также во внеурочное время в кружках и факультативах, на занятиях в группах продленного дня. У обучаемых формируются индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.

Введение в 1991 году в школах страны нового предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» можно расценивать как факт осознания руководством страны жизненно важной проблемы формирования человека с другим типом мышления.

Не случайно в письме Минобрнауки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопасности образовательного пространства, органам управления образованием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изучении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время.

Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование культуры безопасности всеми работниками ОУ, а не только преподавателем ОБЖ.

В последние годы в деятельности педагогических работников значительно увеличилось количество проводимых мероприятий, посвященных проблеме безопасности человека и общества.

Цели и задачи формирования культуры безопасности:

-          снижение количества происшествий в ОУ;

-          постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;

-          убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;

-          воспитание сознательного отношения к безопасности;

-          популяризация новых средств обеспечения безопасности;

-          внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;

-          создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Для осуществления пропаганды безопасности и охраны труда в нашем Учреждении используются разнообразные формы, методы и средства, в первую очередь, личный пример персонала ОУ.

Формами формирования культуры безопасности являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, фестивали, соревнования, игры КВН, экскурсии, выставки и т.п.

Методы формирования культуры безопасности (способы передачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации, личный пример старших (учителей, родителей, старшеклассников).

Средствами формирования культуры безопасности служат кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, «молнии» об авариях, несчастных случаях, о новых решениях (нормах), книги, нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки безопасности.