Что такое инклюзия?
В июне 1994 года в Испании была подписана «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Среди принципов, которые были освещены в декларации, есть несколько основных, в которых и заключена центральная идея самой инклюзии: Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Эффективное средство борьбы с дискриминацией в области получения образования. «Инклюзия не подразумевает только лишь обучение детей с инвалидностью в обычной общеобразовательной школе. Изначальный принцип инклюзивного обучения состоит в том, чтобы предоставить всем детям, независимо от их способностей, этнической принадлежности, языковой культуры комфортные условия обучения в школьных стенах». Принципы инклюзии: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек ценен, каждый имеет свои особенности. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый имеет право на обучение и на то, чтобы его услышали. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное обучение может осуществляться только в контексте реальных взаимодействий. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзия и интеграция: в чем разница?
Когда ребенок учится в обычной общеобразовательной школе, чаще всего его индивидуальные особенности не учитываются. Подвижки в этом процессе сейчас есть, но они пока не очень значимы. К сожалению, чаще всего ребенка оценивают на среднем школьном уровне, проверяя лишь зазубренный материал учебника. В этом смысле несовершенна сама система оценивания знаний: мы, педагоги, не можем учитывать уровень ребенка до получения этих знаний, и вынуждены ставить «тройку» даже в том случае, если школьник прошел большой путь и значительно улучшил собственные навыки. Мы не имеем возможности отталкиваться от изначального уровня знаний ребенка. Специальное, или коррекционное образование направлено на обучение ребят с особенностями, для которых придуманы методики, помогающие им учиться. И вот здесь хочется подчеркнуть, что инклюзия ни в коем случае не отменяет идею коррекционного образования. Родители каждого ребенка с инвалидностью или какими-то еще особенностями развития могут самостоятельно решить, где ему будет комфортнее учиться — в обычной школе или в специальной. Интегрированное образование предполагает некое изменение исходных данных ребенка и подстраивает его под обычные школьные условия с помощью различной терапии, коррекции и реабилитации. Это означает, что система подстраивает ребенка под себя. И тут кроется основное отличие интеграции от инклюзии. В инклюзивном образовании система подстраивается под потребности ребенка, а не наоборот. «Если детей с расстройствами аутистического спектра собрали в одном кабинете и выпускают по индивидуальному графику на перемены и в столовую — это не инклюзия, это интеграция.
Инклюзивная культура предполагает полное погружение всех детей в обычную школьную среду». Стереотипы и подходы к пониманию инвалидности Стереотипы окружающих не дают человеку с инвалидностью жить нормальной жизнью. В обществе распространены две крайности: с одной стороны мы их жалеем, с другой стороны, если человек с инвалидностью принимает участие в паралимпийских играх или каждый день приходит на работу, мы считаем его героем. Но комфортно ли людям с инвалидностью каждый день быть в плену этих стереотипов? «Жалость не дает развиваться личности». Зачастую родители задают вопрос: как вы думаете, ребенку с инвалидностью будет комфортно в обычном классе? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что все дети разные, но нужно учитывать простую вещь: ребенку с инвалидностью необходимо находиться среди обычных детей, чтобы он социализировался. Подходы к пониманию инвалидности: Медицинский (традиционный) подход — господствовал в Европе вплоть до XX века. Социальный подход — закреплен в Конвенции о правах инвалидов в 2006 году. «Человек на коляске ощущает себя беспомощным до тех пор, пока ему нужна помощь других людей. Но если среда, в которой он живет, благоустроена, и ему доступен поход в магазин или библиотеку, вы не будете испытывать к нему жалость и каждый раз думать: „Бедненький, как же он заберется по этой огромной лестнице!“». В России пока только осуществляется переход от медицинского подхода к социальному — наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и должна соблюдать ее условия. «Медицинский подход подразумевает, что ученик с инвалидностью болен и его надо лечить. В социальном подходе все иначе: как проблема воспринимается не сам ребенок, а система образования, в которую ему предстоит погрузиться и которую нужно подстраивать под разных людей».
Общие правила этикета, составленные людьми с инвалидностью:
Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре.
Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, обращаясь к его сопровождающим, — все ваши вопросы и предложения адресуйте непосредственно этому человеку.
Когда вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую), что вполне допустимо.
Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами.
Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже если отходите ненадолго).
Если Вы предлагаете помощь: спросите, нужна ли ваша помощь, и ждите, пока ее примут; затем спрашивайте, что и как делать.
Если вы не поняли, то не стесняйтесь — переспросите.
Не кидайтесь на помощь, если вас об этом еще не просили! Сначала узнайте — как именно вы должны действовать.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу.
Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас.
Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него.
Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — это тоже самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе.
Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне (вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову).
Не говорите человеку на инвалидной коляске: «Подъезжай, проезжай». Говорите: «Подойдите туда», «Проходите здесь». Человек ездит на машине, а на коляске — ходит.
Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите «Пощупай это» — говорите обычные слова «Посмотри на это».
Люди с инвалидностью по слуху или по зрению пользуются теми же самыми привычными словами — просто они слушают и смотрят по-другому, другими способами.
Не стесняйтесь спрашивать, как правильно, у самих людей с инвалидностью!